Сова текстиль
На главнуюКонтактыКарта сайта

 

Классификация переплетений волокон ткани
при ткацком производстве

<< вернуться в раздел "Статьи"

Классы переплетений

Все ткацкие переплетения можно разделить на классы переплетений:
1. главных или фундаментальных,
2. мелкоузорчатых,
3. сложных,
4. крупноузорчатых или жаккардовых.

Главные переплетения

Главные переплетения так называются потому, что другие переплетения получаются путем различных изменений и комбинаций этих переплетений, а также вследствие того, что эти переплетения имеют большинство вырабатываемых тканей. В свою очередь главные переплетения делятся на три вида переплетений:
1. полотняное переплетнение,
2. саржевое переплетение,
3. атласное или сатиновое пекреплетение.

В главных переплетениях каждая нить утка и основы имеет единственное перекрытие в пределах раппорта, отличающееся от других перекрытий. Следовательно, на каждой нити основы или имеется утка в пределах раппорта, либо одно основное перекрытие среди уточных, либо одно уточное — среди основных.

А где купить упаковочные материалы оптом.

Полотняное переплетение

Это переплетение (рис. 1) является одним из простейших переплетений. В ткани полотняного переплетения все нити основы делятся на две равные части; одну составляют все нечетные, а другую — все четные нити.

Полотняное переплетение

Рис. 1. Полотняное переплетение.

Если все нечетные нити основы расположены над какой-либо уточиной, то все четные нити располагаются под ней. По отношению к следующей уточине положение меняется, и те основные нити, которые перекрывали первую уточину, идут под вторую уточину и т. д. Расположение третьей нити утка относительно основных нитей одинаково с первой, а четвертой уточной нити — со второй. Следовательно, чтобы иметь представление о всем переплетении, достаточно знать, как переплетаются между собой две нити основы с двумя нитями утка, образуя повторяющийся рисунок переплетения, или раппорт переплетения. Минимальное число нитей основы, после которого повторяется переплетение, называется раппортом по основе, а минимальное число нитей утка — раппортом по утку. В рассматриваемом переплетении раппорт и по основе, и по утку будет равен 2-м нитям, а сдвиг по основе и по утку равен единице. Следовательно, для полотняного переплетения имеем:

R0 = Ry = 2, где R0 - раппорт по основе, Ry - раппорт по утку;
S0 = Sy = 1, где S0 - сдвиг по основе, Sy - сдвиг по утку.

Необходимо отметить, что у всех главных переплетений раппорт по основе всегда равен раппорту по утку, у других же переплетений этого равенства может и не быть. Ткани полотняного переплетения можно вырабатывать на ткацком станке на двух ремизках. Но чтобы избежать большой плотности галев на ремизках, обычно ткани этого переплетения вырабатывают на четырех ремизках, применяя рассыпную проборку. Из всех переплетений полотняное переплетение при прочих равных условиях является самым прочным, так как в нем имеется наибольшее число связей между нитями основы и утка. Этим переплетением вырабатывают целый ряд широко известных тканей, как например, миткаль, бязь, батист, полотно, сукно и другие ткани. В хлопчатобумажном ткачестве это переплетение часто называется миткалевым, в шерстяном — суконным, а в шелковом — тафтяным.

уточная нить

Саржевое переплетение

При саржевом переплетении на поверхности ткани образуются характерные узкие полосы — диагонали, которые направлены к горизонтали под углом, примерно 45°. Раппорт саржевого переплетения, или просто саржи, должен состоять не меньше чем из трех основных и трех уточных нитей. Саржевые переплетения обозначаются простой дробью, числитель которой указывает число основных, а знаменатель — число уточных перекрытий на каждой нити основы или утка в пределах раппорта. Сумма числителя и знаменателя равна числу нитей в раппорте саржевого переплетения. Для примера возьмем саржевое переплетение 1/2 (рис. 2). На первой нити утка будет сначала одно основное перекрытие, а затем два уточных. На второй нити тот же порядок перекрытий только со сдвигом на одну основную нить вправо. Па третьей уточной нити перекрытия остаются те же, по но сравнению со второй они сдвигаются еще на одну основную пить вправо и т. д. до конца раппорта. На первой основной нити (слева) имеем, считая снизу вверх, одно основное перекрытие, а затем два уточных. На второй нити основы порядок перекрытий остается тот же, но только со сдвигом на одну уточную нить вверх. На третьей нити основы перекрытия остаются те же, но по сравнению со второй соответствующие перекрытия сдвинуты на одну уточную нить вверх и т. д. до конца раппорта.

Саржа 1/2 и её изображение

Рис. 2. Саржа 1/2 и её изображение.

Саржевая ткань имеет лицевую и изнаночную поверхности. Лицевой стороной у нее обычно считается та, на которой диагонали направлены снизу вверх направо, а на изнанке диагонали идут в обратном направлении, т. е. справа вверх налево. Если на лицевой стороне саржи преобладают уточные перекрытия, то саржа называется уточной, а если — основные, то саржа называется основной. Следовательно, для уточной саржи числитель дроби будет меньше знаменателя, а для основной — числитель больше знаменателя. Для саржевого переплетения имеем:

Формула

Знак сдвига показывает направление наклона диагоналей саржи. При +1 имеем правую саржу, в которой диагонали идут слева вверх направо, а при —1 левую, в которой диагонали направлены справа вверх налево. При выработке на ткацком станке ткани саржевого переплетения число необходимых ремизок равно числу нитей основного раппорта; при этом обычно применяют рядовую проборку. Саржевым переплетением вырабатывается большое количество различных тканей, как например: саржа, пальтовые ткани (кашемир), бумазея, трико, шевиот и др.

Атласное и сатиновое переплетения

Атласное или сатиновое — переплетение отличается от других переплетений гладкой, блестящей поверхностью. Это переплетение может быть основным, или атласным, и уточным, или сатиновым. Блестящая поверхность ткани, имеющей атласное или сатиновое переплетение, создается благодаря тому, что перекрытия одной системы нитей теряются среди большого числа перекрытий другой системы нитей. Атласное или сатиновое переплетение обозначается дробью, числитель которой равен числу нитей в раппорте, а знаменатель — сдвигу перекрытия.

Сатин 5/3 и его изображение

Рис. 3. Сатин 5/3 и его изображение.

На рис. 3 изображен сатин 5/3, в раппорте которого имеется пять нитей основы и пять нитей утка, а сдвиг одиночного перекрытия (основного) на каждой уточной нити по сравнению с предыдущей равен трем. Как и для других главных переплетений, число нитей основы в раппорте всегда равно числу нитей утка. Число ремизок, необходимых для выработки ткани сатинового или атласного переплетения, равно раппорту основы; при этом применяется рядовая проборка. Для сатинового и атласного переплетений раппорт не может быть меньше пяти. Кроме того, для сатинов и атласов, называемых правильными, сдвиг и раппорт должны быть числами взаимно простыми, т. е. не иметь общих делителей, а сдвиги — подчиняться условию:

1 < S < R-1, где S - сдвиг по основе или по утку, R - число нитей в раппорте по основе или по утку.

Следовательно, для пятиремизного атласа или сатина S > 1 и S < 4, т.е. сдвиг может иметь только два значения: 2 или 3. Для тканей сатиновых переплетений принято указывать горизонтальный сдвиг, а для атласных - вертикальный.

Построение сатина и атласа

Рис. 4. Построение сатина и атласа.

Рассмотрим построение пятиремизного сатина R = 5, S = 2 и пятиремизного атласа R = 5, S = 3. Для построения пятиремизного сатина 5/2 на клетчатой или канвовой бумаге очерчиваем квадрат с числом клеточек на каждой стороне, равным раппорту, т. е. 5. Нумеруем основные нити слева направо, а уточные снизу вверх (рис. 4). Первое основное перекрытие отмечаем на пересечении первой нити утка с первой нитью основы, закрашивая первую клетку. Так как сдвиг равен 2, то на второй уточной нити третья нить основы перекрывает уточную (1 + 2 = 3). На следующей, или третьей, уточной нити — пятая нить (3 + 2 = 5), и т. д.; последовательно прибавляя к предыдущему перекрытию величину сдвига, находим, какая основная нить перекрывает следующую уточную. Если при прибавлении величины сдвига сумма будет больше раппорта, то из этой суммы нужно вычесть величину раппорта, и тогда получим номер искомой основной нити, которая перекроет следующую уточную нить. Например, для четвертой уточной нити имеем 5 + 2 = 7 и 7 — 5 = 2, т. е. вторая основная нить образует перекрытие на четвертой уточной нити. Для построения пятиремизного атласа 5/3, как и в предыдущем случае, очерчиваем квадрат 5x5 клеток, нумеруем нити основы и утка и всю первую нить основы закрашиваем, кроме первой клетки, которая показывает, что здесь уточная нить перекрывает основную. Так как для атласных переплетений указывают вертикальные сдвиги, то при сдвиге, равном 3, на второй нити основы четвертая уточная нить (1+3 = 4) образует уточное перекрытие и, следовательно, клетка, соответствующая пересечению второй нити основы с четвертой утка, остается незакрашенной, остальные же клетки этой нити основы закрашиваются. На третьей нити основы уточное перекрытие образует вторая уточная нить (4 + 3 = 7 и 7 — 5 = 2), на четвертой — пятая уточная нить и на пятой — третья уточная нить. Атласным и сатиновым переплетениями вырабатывают такие ткани, как атлас, сатин, ластик, коломенок, некоторые суконные, ткани и др.

Недорогие и удобные кресла для персонала тут. Скидки!

Мелкоузорчатые переплетения

Мелкоузорчатыми переплетениями называются различные переплетения, являющиеся видоизменениями главных переплетений, т. е. полотняного, саржевого и сатинового или атласного, а также представляющие их комбинации. В соответствии с этим мелкоузорчатые переплетения разделяют на производные и комбинированные.

Производные переплетения

На базе полотняного переплетения путем повторения основных или уточных перекрытий можно получить различные переплетения, например репс основный (рис. 5, а), репс уточный (рис. 5,6), рогожку (рис. 5, в). На базе саржевого перс-плетения можно получить саржу усиленную (рис. 5, г) с более широкими диагональными полосами, сложную (рис. 5, д) с несколькими диагоналями, а такжеломаную саржу (рис. 5, е), которая меняет направление диагонали. Саржа, имеющая одинаковый числитель и знаменатель в дроби, которой она обозначена, например 2/2 или 3/3, называется двухсторонней саржей, так как распределение основных и уточных перекрытий на обеих поверхностях ее одинаково. На базе сатинового переплетения можно получить усиленный сатин (рис. 5, ж), которым в хлопчатобумажном ткачестве вырабатывается ткань, известная под названием молескин.

Мелкоузорчатые переплетения

Рис. 5. Мелкоузорчатые переплетения.

Комбинированные переплетения

Комбинированные переплетения получаются путем соединения различных главных переплетений и их видоизменений, например переплетения с рисунком в полоску, шашечные, креповые, вафельные, просвечивающие и многие другие.

Сложные переплетения

К сложным переплетениям относятся переплетения, имеющие несколько систем основных или уточных нитей, например переплетения с подкладочными нитями, а также многослойные, меш-ковые, ворсовые, петельные и ажурные. Ткани с подкладочными основой или утком могут вырабатываться с изнаночной стороны тем же переплетением, что и с лицевой, или же другим переплетением. Например, можно выработать ткань, у которой с одной стороны будет саржевое переплетение, а с другой — атласное. Кроме того, одна сторона . может быть выработана из пряжи одного номера, цвета и качества, а другая — из пряжи совершенно другого номера, цвета и качества. Такие переплетения, например, в суконном производстве применяются для пальтовых тканей (драпов), у которых лицевая сторона вырабатывается из пряжи высокого качества, а изнаночная (подкладочная) — из пряжи более низкого качества.

По способу образования различают ткани, выработанные с подкладочной основой и с подкладочным утком, т. е. ткани, вырабатываемые с применением двух основ при одном утке или же двух утков при одной основе. Многослойные ткани состоят из нескольких тканей (слоен), расположенных одна над другой (чаще всего двух или трех), у которых каждая имеет свою основу и свой уток. Эти ткани переплетены между собой так плотно, что представляют одно целое. Такого рода переплетения находят применение в шерстяном ткачестве при выработке пальтовых тканей, например для драпа «эра», «флаконэ» и др., а также для выработки различных технических тканей. В хлопкоткачестве для выработки пике и других тканей. Полые ткани вырабатывают как две ткани, расположенные одна над другой. Эти ткани связываются по краям общим утком. С таким переплетением вырабатывают пожарные рукава, некоторые технические сукна и другие ткани специального назначения. Ворсовые ткани отличаются тем, что на их лицевой поверхности перпендикулярно выступает большое количество концов нитей. Эти нити создают так называемый ворс — основный или уточный. Этот ворс вначале получается в виде петель, образованных основными или уточными нитями, которые затем разрезаются. Ворсовые ткани вырабатываются в шелкоткацком производстве (бархаты, плюши), а также в хлопчатобумажном (вельветы, полубархаты и др.) и в шерстяном (ковры, дорожки). Ткани с петельным (неразрезанным) ворсом называются махровыми. Примером махровых тканей могут служить махровые полотенца и простыни, вырабатываемые в льняном и хлопчатобумажном ткачестве. Ажурные, или газовые, переплетения являются также сложными. Для их производства ткацкие станки оборудуют специальными приспособлениями. При выработке ткани ажурного переплетения в процессе ткачества взаимное расположение отдельных соседних нитей основы изменяется, и они перевивают друг друга. В результате этого в ткани получаются просветы и создается соответствующий рисунок переплетения. Ажурные ткани вырабатывают из двух самостоятельных основ (одна является коренной, или стоевой, а другая — перевивочной, или ажурной) и одного утка. Нити стоевой основы неподвижны, а перевивочные в соответствии с рисунком переплетения проступают то с правой, то с левой стороны стоевых основных нитей. Для выработки ажурной ткани применяются ремизки особой конструкции, которые производят не только подъем переви-вочной основы после прокладывания утка, но и перевивку ее относительно неподвижных нитей стоевой основы. Рисунки ажурных переплетений могут быть самые разнообразные.

Крупноузорчатые (жаккардовые) переплетения

Крупноузорчатые или жаккардовые ткани имеют самые разнообразные рисунки и узоры, и раппорт их очень большой. Они вырабатываются на ткацком станке со специальными приспособлениями, так как рисунок их нельзя получать на обычных станках с ремизными каретками, в которых количество ремизок может быть максимум 32. При выработке круппоузорчатых переплетении вместо ремизоподъемных кареток применяют так называемые жаккардоиые машины, которые управляют не большими группами нитей, как ремизная каретка, а каждой нитью в отдельности или очень небольшими группами нитей. Эти машины имеют различное1 число крючков, начиная от 100 до 1000 и более. Жаккардовые ткани могут вырабатываться с раппортом узора рисунка от 25 до 1000 и более нитей. Чем большее количество крючков имеет жаккардовая машина, тем более сложный рисунок на ней можно выработать.

Труевцев И.Н. Технология и оборудование текстильного производства.
(Механическая технология волокнистых материалов)

<< вернуться в раздел "Статьи"


 

Copyright © 2009-2011 Сова-Текстиль.
Все права защищены.

Контакты
Тел/факс: (495) 280-71-05, (495) 280-71-09
Тел: (926) 335-27-13, (903) 755-63-88

111024, г. Москва, 2-я ул. Энтузиастов, д. 5к2
E-mail: sova-textil@mail.ru

Схема проезда »




Связаться с вебмастером:
web@sova-textil.ru

Наверх!